Микромаркеты - слово которое в последние годы все чаще можно услышать в розничном ритейле. Что это? Почему все говорят про микромаркеты? Почему это тренд? Вправду ли Микромаркеты поменяют розничную торговлю в России? Будущее уже здесь? Давайте разберемся.
Интервью дал Евгений Брусницын - директор по маркетингу Headline. ИТ-компания Headline больше 10 лет занимается автоматизацией розничной торговли в России и странах СНГ.
Что такое Микромаркет?
Микромаркет - это холодильник наполненный едой, который работает в автономном режиме 24/7, покупки совершаются без продавца и прочих “посредников”.
В чем главная идея торговли через Микромаркеты? Любой человек сможет поесть, еще быстрее, еще проще, еще дешевле, в любое время суток. Микромаркет занимает всего 2 кв.м., его можно поставить куда угодно, например:
-
В холл жилого дома. Не снимая домашних тапочек, не выходя из дома можно купить еду, в любое время.
-
В офисный центр. Офисные работники смогут поесть будет еще быстрее с учетом сегодняшнего сумасшедшего ритма.
-
В университеты и другие учебные заведения и много куда еще.
Микромаркет это полностью автономный магазин без продавца. За счет отсутствия расходов на персонал и дешевой аренды можно добится снижения стоимости товара и таким образом продавать более качественную готовую еду по цене магазинной. Это вторая главная идея - добится хорошего качества еды по адекватной стоимости за счет снижения издержек.
Почему микромаркеты актуальны именно сейчас?
На сегодняшнее время (в 2024 году) в России удачно сошлись 5 главных факторов:
-
Желание покупать уже готовую еду, не готовить самим.
-
Кассы самообслуживания вошли в привычку и в повседневную реальность.
-
Социальное изменение общества в России, социофобия, уход от активного общения. Люди не хотят стоять у кассы с кем то общаться да и просто коммуницировать.
-
Рост цен на все, необходимость у предпринимателя находить и сокращать издержки в своем бизнесе.
-
Кадровый кризис, нехватка персонала в торговле и общепите.
Вот просто сошлось ВСЕ. Микромаркет решает все пять задач.
Стоимость микромаркета и стоимость его обслуживания значительно ниже обычного торгового автомата, он конструктивно проще, следовательно меньше возможных поломок. А если сравнивать микромаркет с небольшим киоском продуктов с продавцом, то микромаркет выйдет примерно в 4 раза дешевле для предпринимателя.
Сейчас на рынке стоимость микромаркетов варьируется от 250 тыс. руб до 800 тыс. руб. в зависимости от комплектации, производителя, качества изготовления.
Микромаркеты становятся сегментом полноценного питания
Если два года назад на полке микромаркета чаще можно было увидеть сендвичи, салитики и прочий “перекус”, то сейчас это полноценное комплексное питание: несколько видов супов, гарниры, салаты, десерты. Причем качество готовых обедов реально сделать высокое, ресторанного уровня, при этом ценник будет “магазинный”.
Как купить еду в микромаркете?
Микромаркет - полностью автономный холодильник без продавца. Покупка еды реализована через мобильное приложение. Реже с помощью банковской карты, потому что у этого способа меньше преимуществ.
Основные шаги:
-
Скачать приложение микромаркета;
-
С помощью приложения открыть микромаркет. Навести камеру на шритхкод, в этот момент разблокируется магнитный замок холодильника;
-
Взять товар и отсканировать его штрихкод, чтобы приложение распознало что вы хотите купить;
-
Оплатить товар;
В реальности все действия занимают меньше минуты, покупка еды в буквальном смысле в два клика.
А что с воровством?
Опыт трех лет эксплуатации микромаркетов в России показал низкий процент воровства, в деньгах это меньше 1% потерь, что подтверждает эффективность этой бизнес-модели. Мошенничество или воровство обычно свойственно случайным клиентам микромаркетов. Если устанавливать микромаркет в офисных центрах, там постоянный трафик покупателей из тех кто работает. Наблюдения и статистика показали, что офисному сотруднику не интересно жульничать, ему намного ценнее регулярно покупать обеды в микромаркете и качественно закрывать свою ежедневную естественную потребность - поесть.
Купить микромаркет - как бизнес
Сейчас это очень привлекательный источник дохода для предпринимателя, потому что:
-
Невысокая стоимость покупки микромаркета, т.е. несложно начать бизнес;
-
Микромаркет также не сложно продать, если не пошло или захотелось сменить бизнес;
-
Низкие регулярные расходы в виде аренды 2кв.м и платы за электричество;
-
Не нужно нанимать персонал;
-
Быстрая окупаемость, в среднем 6 месяцев, если предприниматель не ошибся с локацией;
-
Это бизнес за которым не нужно присматривать каждый день, кроме того он управляется с телефона;
-
Для начинающий предпринимателей это удобный старт, потому что здесь минимальные риски.
В плане управления это несложный, очень понятный и предсказуемый бизнес. Достаточно купить 1 или 2 микромаркета для теста, найти двух или трех поставщиков еды, договорится с ними о регулярной поставке еды в холодильник. Например наши микромаркеты Соседи Феди оборудованы системой автозаказа. Это такая программа, которая контролирует остатки в микромаркете и сама дозаказывает товар, автоматически. И с помощью нее можно анализировать, какой товар продается лучше, чтобы тестировать ассортимент, чтобы работать над регулярным повышением рентабельности.
Классические магазины перестанут существовать в привычном виде?
Классические розничные магазины никуда не денутся, зато микромаркеты перестанут быть диковинкой уже через 1 - 1,5 года, по нашему мнению. Будут массово появляться, сперва в городах миллионниках, потом в городах поменьше.