В Госдуме предложили построить новые зерновые терминалы на Дальнем Востоке и Балтике и рекомендовали правительству выделять экспортные квоты небольшим зернотрейдерам в приоритетном порядке, специально для aif.ru рассказал заместитель председателя комитета Госдумы по защите конкуренции Сергей Лисовский.
Сложности с поставками зерна на внешние рынки в итоге болезненно сказываются на отечественных аграриях, отметили в Госдуме. Ряд проблем вскрыли в ходе состоявшегося в Комитете по защите конкуренции круглого стола, посвященного экспортным поставкам продовольствия.
«Излишки нереализованной продукции есть у половины хозяйствующих субъектов, но малым и средним сельскохозяйственным товаропроизводителям хранение в элеваторах финансово недоступно», - сообщил Сергей Лисовский.
Продать скопившиеся остатки также непросто. «Тарифные квоты на экспорт зерна распределяются по историческому принципу, что ограничивает доступ к экспорту новых хозяйствующих субъектов», - объяснил депутат.
В итоге квоты на экспорт остаются только у крупных зернотрейдеров, что позволяет им снижать закупочные цены для сельскохозяйственных товаропроизводителей. «В результате предложение на рынке существенно превосходит спрос, цены реализации оказываются ниже, чем себестоимость», - отметил Сергей Лисовский.
Это приводит к снижению деловой активности аграриев - только за 2022 год площади сельхозугодий в России сократились на 45 ,3 тыс. га.
«Чтобы решить эти проблемы и поменять ситуацию на рынке зерновых, в Госдуме предложили правительству строить новые зерновые терминалы на Дальнем Востоке и Балтике, а также предусмотреть преимущественное распределение дополнительных квот на вывоз зерна между субъектами малого и среднего предпринимательства и не продлевать действие тарифной квоты на 2024 сельскохозяйственный год и последующие периоды при отсутствии угрозы обеспечения продовольственной безопасности», - заключил Сергей Лисовский.