Каждый день владеющая «Пятерочкой» компания X5 Retail сообщает о новых рекордах и достижениях - здесь и обновленные форматы, и развитие электронной торговли, и быстрая доставка. А обороты компании и доля на рынке с каждым годом растет как на дрожжах.
Но покупательских денег в то же самое время больше не становится. А значит, если где-то прибыло, где-то и убыло. И обратной стороной медали является закрытие десятков крупных, сотен локальных сетей и тысяч независимых магазинов по всей стране.
Сегодня они насчитывают десятки (а иногда - сотни) полюбившихся местным жителям магазинов. А завтра на их место приходит очередной гигант федерального масштаба. И спустя некоторое время от компании, проработавшей 10-20 лет на рынке, остаются одни воспоминания.
Пару недель назад всплывала новость о том, что доля владельца «Пятерочки» на рынке Санкт-Петербурга и Ленинградской области уже, возможно, превысила 30% при разрешенных 25%. В ряде регионов компания также вплотную приблизилась к максимально допустимой отметке. На фоне происходящего все чаще потребители лишаются нормального здорового выбора, как это было раньше.
С другой стороны, маленькие частные магазины не способны выдержать конкуренции и предложить качественные продукты по низким ценам из-за худших условий по закупкам. Получается замкнутый круг.
Если посмотреть на историю X5 ("Перекресток" работает с 1995 года, а "Пятерочка" - с 1999), можно вспомнить немало примеров того, как крупные и успешные сети навсегда покидали рынок, уступая место сильнейшим.
На первых порах продуктовый гигант развивался преимущественно органически, а также благодаря партнерам в регионах, которые работали с «Пятерочкой» по франчайзингу. Но, начиная с 2004-2005 годов компания начала агрессивно скупать конкурентов.
В 2004 году была приобретена ярославская сеть супермаркетов «365». На тот момент в сети под брендами "Перекресток" и "Пятерочка", после нескольких лет работы, едва входило по 100 магазинов. Сегодня такое количество магазинов у дома компания может открывать в течение месяца.
2005 год - компания X5 приобрела петербургскую торговую сеть компании «Далпорт», а также купила более 40 магазинов сети "Копейка". Как выяснится, самая большая сделка еще впереди.
В 2007 году, когда "Пятерочка" и "Перекресток" уже были одной компанией, было совершено поглощение сети "Корзинка".
Компания дошла до Урала и начала масштабно завоевывать региональные рынки, а общее число магазинов перевалило за первую 1000.
Следующей крупной покупкой стала успешная на тот момент сеть гипермаркетов "Карусель", в которую входило тогда около 25 магазинов. За следующие годы X5 увеличило их число до 90+. Но бизнес стал буксовать и регулярно уходить в минус. В результате история стала действовать компании на нервы, и в 2019 году было решено отказаться от развития сети и закрыть/переформатировать большую часть магазинов.
В 2009 году компания приобрела известную сеть супермаркетов «Патэрсон», работавшую и имевшую хорошие позиции, в том числе и в Москве. На месте почти всех магазинов появились "Перекрестки" синего цвета.
Наконец в 2010 году была закрыта крупнейшая в истории рынка сделка - X5 приобрела третью по величине компанию на рынке, торговую сеть "Копейка", в которую на тот момент входило, кажется, больше 600 магазинов. Сегодня в отдельных регионах можно встретить разве что "клонов" знаменитых универсамов.
Тогда же состоялось и поглощение сети супемаркетов "Остров". У них был интересный логотип, который при желании можно было прочитать как "Петров".
За последующие годы влияние компании на рынке продуктовой розницы только усиливалось. Были куплены десятки других региональных сетей, а к сети подключились десятки новых регионов, в большинстве своем в европейской части России.
В ряде случаев федеральный ритейлер выкупал бизнес у бывших партнеров. Иногда местные ритейлеры распродавали права аренды на десятки магазинов, оказавшись на грани банкротства. Порой закрываться локальные сети начинали уже после прихода в регион "Пятерочки", не выдерживая банкротства.
В отдельных регионах были выкуплены и супермаркеты Spar, перешли под контроль компании и десятки супермаркетов группы "О'Кей". Ритейлер сохранил за собой основной бизнес - гипермаркеты - и начал активнее развивать формат дискаунтеров "Да!".
Последним новым регионом на на карте "Пятерочки" на сегодняшний день является Калининградская область, традиционно считавшаяся одной из самых сложных для федеральных сетей из-за трудностей с логистикой. Но X5 вышла и сюда, пообещав в которкий срок открыть десятки магазинов. И местные предприниматели уже готовятся сворачивать бизнес.
СМИ: «Яндекс Дзен»