Перемены. Слово, которое вызывает одновременно восторг и страх, особенно, когда речь идет о картине будущего торговли. Неужели на карте рынка совсем не будет магазинов, торговых центров и всего, к чему бизнес и покупатели так привыкли? А если они останутся, то, в каком виде, и какие сценарии взаимодействия с покупателем в них будут применены?
Изменения происходят настолько быстро, и соответствовать им становится настолько сложно, что ритейлу уже сейчас имеет смысл присматриваться, прислушиваться и примерять на себя даже самые фантастические прогнозы. Ведь когда автор утопических романов Эдуард Беллами в далеком 1880 году в романе «Глядя назад» впервые описал пластиковые карты, которыми можно расплачиваться в магазинах, едва ли его фантазию восприняли всерьез. Однако вот они, – заполняют наши кошельки, значительно потеснив наличные деньги. И даже они постепенно покидают сценарии оплаты, уступая место AliPay, Apple Pay, SelfiePay и прочим платежным механикам.
Изменяющиеся потребительские ценности и потребности стали новым фактором, во многом определившим развитие ритейла, а технологии стали одной из ключевых движущих сил, преобразующим всю картину мира. Именно они и будут оставаться фактором, диктующим главные сдвиги в структуре торговли в ближайшем будущем. Через 20 лет всё будет иначе! Но как именно?
Представьте себе потребителя 2040 года и его новый стиль жизни.
К тому времени традиционный район с его жилыми, транспортными, коммерческими, развлекательными и торговыми элементами будет наполнен технологиями до отказа. Большинство жителей забудут о привычных офисных локациях и будут проводить рабочее время дома или в коворкингах. Как следствие, число граждан, ежедневно использующих транспорт и перемещающихся по городу, также сократится. Потребители смогут получить желаемое, не покидая дома или в максимальной близости от места обитания.
Править бал будет Персонализация, обеспечивать которую будут боты и многочисленные роботизированные помощники. Торговые точки превратятся в экспериментальные центры, где покупатели смогут протестировать товары лишь для того, чтобы заказать их доставку домой. Границы между реальностью и виртуальной реальностью будут размываться по мере того, как потребители будут активнее охотиться за развлечениями и новыми впечатлениями.
Исследовательская компания Euromonitor International провела исследование, результатом которого стало видение того, во что превратятся розничные магазины в таком далеком и, в сущности, очень близком 2040 году. Как будет развиваться ритейл, и какие новые форматы торговли могут появиться через 20 лет?
Меняющиеся ожидания потребителей и новые конкурентные реалии меняют не только то, как и где покупатели просматривают, выбирают и покупают, но и само понятие товара. У Карла Маркса всё было достаточно просто: «Товар – это продукт труда, способный удовлетворить какую-либо потребность покупателя и обмениваться посредством купли-продажи». При этом, по мнению экономиста, товар обладает всего двумя свойствами: первое – потребительная стоимость, создаваемая конкретным трудом; вторая – меновая стоимость или стоимость, создаваемая абстрактным трудом. Уже сейчас, в 2019, «жизнь» товара стала значительно интереснее, и он стал не только предметом для обмена «товар – деньги», но и поводом для диалога между производителем и потребителем. И этот тренд будет усиливаться, меняя всю структуру ритейла.
Теперь шопинг – это путешествие в мир отношений, которое не подчиняется одной и четкой цели – покупке. Идеальное путешествие дает дополнительную ценность во время поиска, выбора и после покупки, превращая сделку в продолжительный «роман». Такой сценарий переворачивает с ног на голову классический расклад, где ритейлер предлагает, убеждает, а потребитель соглашается. Теперь клиент требует, а производитель и ритейлер старается удовлетворить эти требования.
Такой уклад взаимоотношений скорректировал во многом и базовое понятие торговли – цену. Нет, конечно, пока стоимость конечного продукта в базовом ассортименте является важным фактором, влияющим на решение о покупке. Однако для ритейлеров, которым трудно конкурировать по цене, обновленная парадигма путешествия клиента, те самые «отношения» с ним дают массу возможностей для обоснования стоимости своего продукта.
Физические точки продаж останутся важной частью Customer Journey, и продолжат играть определенную роль в 2040 году, хотя их функции будут меняться. 47% потребителей по всему миру хотят «увидеть или попробовать» товар перед покупкой.
И главным разрушителем традиционного уклада торговли будет оставаться интернет – великий и могучий.
Современные потребители уже не воспринимаются в отрыве от гаджетов и интернета. Тотальная доступность интернета и круглосуточный режим online обеспечивают новый уровень удобства, простоты и информированности. В результате покупатели становятся не только всё более нетерпеливыми и требовательными, но и их информированность превращается в новый вызов для брендов и производителей, которая и диктует новые сценарии коммуникации с аудиторией. Брендам и ритейлу не остается ничего иного, как следовать за покупателем по его пути, и ловить последнего во всех каналах: в интернет-магазине, приложении, мессенджере или социальных сетях.
По мнению аналитиков Euromonitor, физические магазины не исчезнут полностью, – они остаются экспериментальной площадкой, где можно рассмотреть, потрогать, понюхать или примерить товар. Такие категории, как одежда, аксессуары и косметика останутся востребованными и в физической рознице. Виртуальная реальность и 3D-изображения и через 20 лет не заменят эмоций, которые вызывает непосредственный контакт и «живое» изучение этих товарных групп.
Наряду с возросшей ролью цифровых технологий в торговле, желание испытать на себе большее создает фундаментальный сдвиг в потребительских ценностях. Потребители отдают предпочтение опыту, а не покупке большего количества товаров. И именно предоставление аудитории уникального опыта будет и дальше помогать брендам обосновывать более высокую розничную цену, чем у конкурентов.
СМИ: NEW RETAIL